Описание
брейк-данс зародился в США в конце 60-х годов в эпоху расцвета электронной музыки, отражавшей дух городской технократичной культуры. Уже тогда были люди, которые своеобразно двигались под музыку и вращались на земле, называя свой танец "good foot". Термины "breakdance" и "b-boy" ("break-boy") впервые ввёл некто Кул Херк из Южного Бронска, которому пришла в голову идея объединить совершенно не связанные до этого между собой виды спорта, танца и единоборств Центральной и Южной Америки, Европы и Востока: американский джаз, бразильскую борьбу капоэйру, корейское кунг-фу, акробатику и твист. В 70-80-е годы брейк-данс становится одной из составных частей хип-хоп-культуры обитателей чёрных гетто американских мегаполисов. Его популяризатором среди niggaz был легендарный Afrika Bambaata, основатель известной в те времена тусовки Zulu Nation. Именно он первый предложил нью-йоркским гопникам мочить друг друга не битами, а танцами на куске картона. Спонтанно в Южном Бронске возникали всё новые и новые брейк-команды (Rock Steady Crew, Bronx Boys, Bronx River Organization), снимались фильмы ("Warriors", "Beat Street", "Break-dance-1,2", "History of Hip-hop"). Основным центром хип-хопа в Нью-Йорке был клуб "Рокси".
В начале 80-х годов о брейк-дансе узнали в Европе, где постепенно он получил не менее широкое распространение, чем в США. В европейских странах брейку учили по телевидению, где в различных программах подробно рассказывали о том, как правильно выполнять тот или иной элемент. В некоторых продвинутых школах уроками брейк-данса даже успешно заменяли уроки физической культуры. К концу 80-х годов брейк становится самостоятельным видом искусства. Именно искусства, а не спорта, поскольку даже на престижнейших международных состязаниях по брейк-дансу судьи в первую очередь обращают внимание не на техничность исполнения трюков и элементов, а на чувство ритма танцора и его самовыражение в танце.
Сейчас брейк-данс наиболее широко распространён в США и на Востоке (Корея, Япония), меньше - в Европе. Однако именно в Европе, точнее в Германии, уже более 10-ти лет проводится крупнейший международный чемпионат планеты по брейк-дансу "The Battle of the Year" ("Битва года", сайт - www.battleoftheyear.de). Этот чемпионат очень точно передаёт дух этого танца - the battle ("сражение"), когда не в драке, а на оргалите народ выясняет, кто кого. На сегодняшний день лучшими в мире командами по брейк-дансу являются "Havikoro" (США), "Visual Shock" (Южная Корея), "Rockin'Attack" (Германия), "Team Ohh" (Япония) и "Wanted" (Франция). В Россию брейк-данс проник в начале 80-х, сперва у нас активно развивался так называемый "верхний брейк", а с начала 90-х всё большую популярность завоёвывает "нижний брейк". Признанными российскими брейк-командами считаются "Da Boogie Crew" (лидер России 1999 года) и "Top Nine" (чемпион России 2001 года, вошли в пятёрку лидеров на германском "The Battle of the Year"). Лучшими брейк-командами Санкт-Петербурга сейчас являются группы "Слайдерс" и "Реактив", в составе которых ребята от 11 до 24 лет. Обучение брейк-дансу в Санкт-Петербурге проходит в клубах "Ровесник" (ул. Котина-2), "Вега" (ул. Коммуны-32 корп.5), "Меридиан" (наб.р.Мойки-110) и в ДК им. Ленсовета.
Верхний брейк или boogie - это такой вид танца, при котором все элементы выполняются в вертикальном положении, в основном руками, и при этом руки и тело не касаются пола. Подстилями верхнего брейка являются: (1) электрик-буги (electric boogie) - пластичные движения, имитирующие электрический разряд, состоит из скольжений (glide), волн (waving), попса (pops), тикинга (ticking) и др. (2) робот (robot) - подобен электрик-буги, но пластика более механическая, имитирующая движения машины. (